Музейное культурно-образовательное мероприятие

«Кто-кто в болоте живёт, кто-кто в топком живёт?»

Форма мероприятия: театрализованное представление, слайд-презентация, интеллектуальная викторина.

Цель: Воспитание у детей нравственных позиций по отношению к водно-болотным угодьям.

Задачи:

  1. Привлечь внимание общественности к проблемам охраны водно-болотных угодий;
  2. Повышение уровня экологической культуры школьников;
  3. Формирование и распространение идеологии о ценности водно-болотных угодий среди населения района.

Зал оформлен. Действие происходит на болоте.  Под весёлую музыку появляются Кикимора и исполняет задорный танец.

Кикимора: Фу, налеталась, нашаталась… Наконец-то я дома, на родном болоте оказалась. Теперь самое время отдохнуть, лягушек пение послушать.

Постойте, меня никогда ещё мой нюх не подводил… Чую дух человеческий! А, это ребята в поход на болото посмотреть пришли. Дай-ка их в гости позову, у них обязательно что-нибудь в рюкзаках для меня найдется.

Только пусть они сначала все мои  препятствия болотные пройдут.

Кикимора: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

«Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя». Что это? (Болото.) Вопрос? А что же это такое — болото? (Ответы детей.) Болотами называют участки суши, где почвы постоянно или большую часть года переувлажнены.

А знаете ли вы, что 2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий? Морские заливы, озера и заболоченные территории необходимо охранять от загрязнения химическими отходами.

А как вы относитесь к болотам? (Ответы детей.)

Большинство детей отвечает: «Плохо!» Болото— это комары, грязь, можно утонуть, там страшно. Болота не приносят пользы, мешают сельскому хозяйству. С похвалой о болотах отзовутся разве что охотники и сборщики клюквы. Такое отношение передалось нам частично и от далеких предков. Болото как место труднодоступное и непригодное для человеческого жилья редко посещалось людьми. И где, как не в этом глухом месте, следовало селиться «силам неведомым и нечистым», созданным богатым народным воображением? Суеверия, как известно, живут долго.

Вдруг появляется Водяной под музыку «Я Водяной, я Водяной».

Водяной: Кто пришел на мое болото, кому дома сидеть неохота? Кто топает ногами? Кто хлопает руками? Кто мне спать не дает? Я сейчас вас прогоню и на болото не пущу.

Кикимора: Разве можно так вопить. Нужно в мире, дружбе жить. Ты с нами лучше помирись, со всеми подружись.

Водяной: А что, вот это дело!

Мне скука надоела!

А то в моем болоте

Веселья не найдете!

Кикимора: Эх, ты, дед, Водяной. Поиграем мы с тобой.

 

Первый конкурс «Пройди по болоту»

Ребятам выдаются дощечки, по которым им необходимо передвигаться по болоту. Кикиморы всячески мешают ребятам попасть на скамейки.

Кикимора.  В наши дни отношение к болотам меняется.  Вопрос? В чем же заключается польза болот? (Ответы детей.) Главная ценность болот — способность накапливать воду и улучшать ее качество. Болота — охранители всех других водных экосистем, обеспечивающих биосферу пресной и чистой водой.

Водяной: А вы знаете, какие растения растут на болоте? (Ответы детей.) Молодцы!

 

Второй конкурс «Собери мозаику» 

Команды получают конверты с мозаикой. Дети должны собрать картину с изображением болотного растения.

Кикимора: Действительно, растений на болоте не так много, но они очень своеобразны. Эти растения не способны произрастать на других территориях, так как не выдерживают конкуренцию с другими видами. Трудно растениям на болоте: большая влажность, воздух и тепло плохо проникают в глубь торфяной толщи, вода бедна азотом, отличается кислой реакцией. В таких условиях могут жить немногие растения, ведь им приходится постоянно бороться против погребения живых частей под слоем нарастающего торфа.

Слайды  с болотной растительностью: росянка, багульник, брусника, клюква, голубика, морошка, сабельник, вахта трехлистная, дягиль

Вопрос: Какое растение на болоте приятно пахнет, но если побыть возле него более получаса, начинает болеть голова? Это багульник, верно. Его стебли и листья выделяют летучее ароматное масло (показ слайда).

А это растение — тоже болотный кустарник. Он, как и багульник, оставляет на зиму зеленые листочки и с ними прячется от мороза под снегом. Лиловые мелкие цветки его сладко пахнут нектаром, шмели готовят из него особый мед. Знаете, как называется это растение? (Демонстрация подбела.). Это клюква, брусника, голубика. Чем они похожи? (Ответы детей.) Эти растения относятся к семейству вересковых. Их объединяет то, что все они кустарнички или полукустарнички с деревянистыми стволиками и с кожистыми листьями. Они могут быть вечнозелеными (как брусника) или листопадными (как голубика). Их цветки напоминают по форме бокальчик. Растут вересковые в самых неблагоприятных условиях: на песках, болотах, т.е. там, где не могут жить другие растения.

Водяной: Задание-вопрос: А знаете ли вы, как выглядит рогоз? Нарисуйте его. Подсказка: В народе его часто неправильно называют камышом или тростником.

Кикимора: У рогоза есть два замечательных приспособления, чтобы пережить зиму. Первое — семена. Те самые бархатные головки, которыми вы часто любуетесь летом. Они состоят из множества семян, снабженных, как у одуванчика, летательными волосками. Второе приспособление — толстые корневища, разросшиеся в илистой, топкой почве. В них на зиму откладываются питательные вещества. Они понадобятся рогозу весной, когда наступит пора пробуждения.

Водяной:  Отгадайте-ка еще одну загадку. «Мягок, а не пух, зелен, а не трава». (Мох)

Больше всего на болоте мхов. Пушистым зелено-бурым, коричневатым ковром они покрывают все кочки и углубления. И самый распространенный среди них — сфагновый. (Ведущая показывает образец сфагнума.) Этот мох обладает замечательным свойством — он поглощает и удерживает в себе много воды. В десятки раз больше, чем весит сам! Недаром в переводе с греческого «сфагнос» означает «губка».

Сфагновый мох обладает сильным бактерицидным (т.е. убивающим бактерии) действием. Во время войны его использовали для повязок. Применяют сфагнум и для утепления стен (его закладывают между бревен). А где еще можно применить этот мох? (Ответы детей.)

Третий конкурс «Собери туфельки»

Все ребята снимают по одной туфле и складывают в центр комнаты. Один участник от каждой команды должен обуть свою команду.

Кикимора: Продолжаем наше знакомство с болотными тайнами и загадками.

Остатки мхов, трав, стебельков и листочков отмирают и ложатся слоями друг на друга. Проходят десятки или даже сотни лет, и на болоте возникает……? (ответы детей) — торфяная залежь. С виду торф — черная или темно-коричневая масса, но если рассмотреть его в увеличительное стекло, то видны волоконца, крохотные листики, стебельки мха. Образуется торф только на болотах.

Водяной:  А каково значение торфа. (Ответы детей.)

  1. Торф — хорошее топливо. Им издавна топят печи.
  2. Торф является еще и отличным удобрением. Если его добавить в почву, то обязательно получим хороший урожай.
  3. А для домашних цветов и рассады из торфа изготавливают торфяные горшочки. (Демонстрирует.) Чем они хороши? (Ответы детей.) Держат форму; посаженные растения получают удобрения; в землю рассаду можно посадить вместе с горшочком.
  4. В медицине – торфолечение.

Четвертый конкурс «Пословицы»

Команды получают конверты с карточками, на которых написаны слова из пословицы. Необходимо собрать все пословицы.

 «Всяк кулик своё болото хвалит».

«Было бы болото, а черти найдутся».

«Вольному — воля, спасённому — рай, бешеному — поле, чёрту — болото»

«С одной стороны горе, с другой море, с третей болото да мох, с четвёртой ох!»

«Пошел на охоту, да засосало в болоте»

Водяной: А какие еще животные живут на болоте? (Ответы детей.)

Слайды с изображением животных и птиц

Болота — места обитания многих животных. Здесь они находят пищу и укрытия. Один из главных элементов болот — водоплавающие птицы. Они обеспечивают мировое (!) единство системы водно-болотных угодий, мигрируя из одной части света в другую. Многие водоплавающие птицы связаны непосредственно с болотом. Вот почему сохранение болот в первую очередь сохраняет разнообразие птиц, живущих возле воды. Каких болотных птиц вы еще можете назвать? (Ответы детей.) Различные кулики, гуси, утки, журавли, цапли. На болотах кормятся и хищные птицы: лунь болотный, беркут, сова болотная, канюки, осоеды; обитают глухари, белые куропатки.

Из пресмыкающихся болота населяют гадюка обыкновенная и живородящие ящерицы.

На сфагновые болота приходят кормиться и млекопитающие: лиса, волк, росомаха, медведи, северные олени. А без комаров, мошек, стрекоз вообще трудно представить болото.

Водяной:  Могут ли животные обойтись без болота? Почему они там живут? (Ответы детей.) Верно, они там питаются. А кто чем (или кем) питается? Давайте подумаем и поиграем в игру «Пищевая цепочка на болоте».

Клюква — белая куропатка — болотный лунь

Водоросли — рачки — карась — щука

Кикимора: А знаете ли вы, какие уникальные болотные системы расположены у нас в округе? (Ответы детей)

(Слайды о водно-болотных угодьях Ямала)

Богат и разнообразен животный мир. Здесь встречаются: лось, кабан, лисица, барсук, заяц-русак, заяц-беляк, норка американская, хорь, ондатра. Отсутствие на берегах каких-либо производств, а значит, и сбросов, способствует хорошему качеству воды — речка очень чистая. И соответственно — рыбная. Водятся здесь лини, налимы, голавли, щуки.

А теперь давайте рассмотрим образ болота в искусстве

Водяной. Вот какие замечательные и нужные болота есть у нас. И мы их должны обязательно сохранить!

Кикимора. А теперь попробуем подвести итог сегодняшней встречи и ответить на вопрос: для чего нужны болота в природе?

Вывод: (Ответы детей.)

Если исчезнут болота, то

1) суше станет климат

2) исчезнут болотная фауна и флора

3) обеднеют реки

4) не будет клюквенных ягодников, грибных мест.

5) Болота выполняют важнейшую водорегулирующую роль в поверхностном стоке.

(Ответы детей.) Итак:

  1. Болота накапливают и хранят воду.
  2. Очищают воду.
  3. Поддерживают биологическое разнообразие (растения, животные).
  4. Служат необходимым условием жизни коренных народов.