МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГУБКИНСКИЙ МУЗЕЙ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА»

 

Экологическая программа «День ветра»

 

Методические рекомендации

 

 

Составитель:

Мещерюк Ю.В.

МБУ «ГМОС»

 

Губкинский, 2017г.

Актуальность

Воспитание ценностного отношения к природе, к нашему общему дому под названием «Земля» у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие современного общества, но и будущих поколений.

Идея учреждения Дня ветра первоначально возникла на международном уровне. Впервые он проводился в 2007 году в Европе, а уже в 2009-м, когда к празднованию присоединились более 30 стран, приобрел статус всемирного. С каждым годом количество заинтересованных стран быстро растет. Инициаторами создания праздника выступают Европейская ассоциация ветроэнергетики (EWEA) и Всемирный совет по энергии ветра (GWEC). Цель его проведения – привлечение внимания общественности к огромному потенциалу ветроэнергетики – направлена в первую очередь на представителей энергетических комплексов разных стран. По мнению экспертов, развитие ветроэнергетики поможет решить большой ряд проблем, связанных не только с энергетикой, но и с экономикой и экологией. В частности, активная работа в этом направлении может привести к сокращению огромных сумм, которые ежегодно вкладываются в энергетику. В результате не будет так остро стоять проблема ограниченности ресурсов ископаемого топлива, мир сможет преодолеть кризис глобального изменения климата. Организаторы Дня ветра подчеркивают, что к числу основных задач праздника относится также знакомство с ветроэнергетикой широкой общественности. В этот день во многих странах мира проводятся тысячи различных мероприятий, в рамках которых для населения устраиваются экскурсии на ветровые станции и встречи с экспертами, проходят лекции и семинары. Людям на практике показывают, как рождается энергия ветра.

Реализация этого мероприятия создает условия для получения практических знаний и навыков, которые необходимы для понимания глобальных климатических процессов, от которых зависит наша жизнь.

Цель мероприятия: воспитание ценностного отношения к планете, популяризация совместного творческого дела, проведение активного досуга, основанного на формировании позитивного опыта коллективных отношений.

Задачи:

  • сформировать у детей экологическое понятие «ветер»;
  • воспитать у школьников ответственное отношение к окружающей среде;
  • раскрыть смысл празднования Дня ветра;
  • возродить формы совместного творческого труда;
  • развить творческое восприятие окружающих процессов и предметов;
  • воспитать в душе ребенка гармоничное видение мира;
  • научиться распознавать разные виды ветров;
  • сформировать понятия о значении ветра в жизни людей и в формировании климата на планете;

Приборы и материалы: флюгер (картинка), карта мира, компас, шар, свеча, змейка из бумаги, бутылка, резинка, игрушка ненецкая вылсу (шум ветра), карандаш, бумага для корабликов, фломастеры, бумага для воздушного змея, нитки, пресс-бумага, шпажки, кнопки, ножницы.

Ход мероприятия.

БЛОК 1. Знакомство с темой мероприятия.

Ребята, угадайте загадку!

Носится, свищет.
Мечется, рыщет.
Где пробежит —
Листик дрожит.
Где пронесётся —
Дерево гнётся.  (Ветер)

Правильно! И сегодня наше мероприятие будет посвящено такому атмосферному явлению как ветер. А знаете ли вы, что и у ветра есть свой праздничный день?

Кому и чему только не посвящает человечество праздники: и людям определенных специальностей, и взаимоотношениям, и продуктам питания. В прошлом десятилетии была установлена дата в честь природного явления – ветра. Оригинально, не правда ли? Столь креативный праздник создатели предлагают нам отмечать ежегодно в середине первого летнего месяца. А вот зачем это делать, узнаем в ходе мероприятия.

Ребята, а что же такое на самом деле ветер? (Ве́тер — поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности. На Земле ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении). А какова же его роль в нашей жизни? Ведь если бы не было ветра, не происходили бы и многие природные катаклизмы, виной которым именно ветра (Ураган, буря, смерч, цунами…)!

  • Распределение тепла и холода. Если бы в природе не происходило движения воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печёт солнце, стало бы ещё жарче. В холодных странах стало бы ещё холоднее. Но ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух — в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных — теплее.
  • Распределение воды. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра и колодцы.
  • Очищение воздуха. От дыхания людей, от пыли заводских труб портится воздух. Если бы не ветер, в больших городах накопилось бы много дурного воздуха. Но ветер постоянно уносит испорченный воздух и вместо него приносит чистый воздух лесов и полей.
  • Опыление растений.
  • Ветер надувал паруса и толкал корабли вперёд. Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли. Они двигались очень медленно — при помощи вёсел. Грести вёслами было тяжело. Потом люди научились пользоваться ветром. На корабли стали ставить мачты с парусами.
  • Ветер — большая сила, которой пользуются люди. На юге нашей Родины, в открытых степях, где часто дует ветер, он приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодца или пруда, вырабатывают электричество. Но, к сожалению, мы используем лишь маленькую часть огромной энергии ветра.

Именно с целью привлечь внимание людей к этой проблеме, в 2007 году 15 июня начал отмечаться День ветра. Если увеличить долю ветроэнергетики на достаточно весомый процент, то человечество сможет обеспечивать себя энергией с минимальным ущербом для мировой экологии и устранить основные предпосылки глобального потепления. Придумали этот праздник товарищи, занимающиеся добычей электроэнергии из ветряных мельниц.

БЛОК 2. Игры

Игра «Соревнование регат»

Правила игры: Необходимо подготовить поднос с водой, трубочки и раздать ребятам листы бумаги для создания бумажных корабликов.

 Когда корабли готовы и украшены, несколько участников команды выпускают свои кораблики на один край подноса и при помощи трубочки стараются сдуть их на другой край. По итогам заплывов объявляется команда-победитель.

Игра «Флюгер и ветер»
Сколько  направлений ветра вы знаете? (Северный, южный, восточный, западный, юго-западный/восточный, северо-западный/восточный), а каких направлений нет и не может быть? (северо-южный/ западно-восточный и наоборот). А знаете ли вы, какой прибор помогает нам узнать направление ветра?

Нужно рассказать детям, что такое флюгер. Показать на карте стороны света: запад, юг, восток, север. Показать как пользуются компасом и где находится север и юг, какими цветами они обозначены на компасе.

Правила игры. В игре будет ведущий и игроки. Игроки изображают флюгера. Ведущий говорит: «Ветер дует с севера», и игроки поворачиваются на север. Затем ведущий называет «Ветер дует с юга», и флюгера поворачиваются лицом на юг. Когда ведущий говорит «Буря» игроки должны изобразить как будет двигаться флюгер (кружатся на месте), догадаться, что когда звучит команда «Штиль» нужно замирать и не двигаются до следующей команды. Тот, кто пошевелился, выходит из игры. Также из игры выбывают игроки, которые допускали ошибки. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в игре без ошибок.

Игра «Какой ветер сильнее дует»

Какой характер у южного ветра? Правильно, он сердитый, холодный, ледяной, ураганный, порывистый.  Как мы называем такой ветер?  – ветрище, буря, ураган, шторм.

А какой южный ветер? Приятный, ласковый, легкий, теплый, мягкий, ласковый, добрый, нежный. Как мы называем южный ветер? – Ветерок, ветерочек.

В этой игре будут соревноваться друг с другом юго-западный и юго-восточный ветра. Какой из них сильнее? Вот сейчас и узнаем!

Правила игры. Дети делятся на две команды. Одна команда юго-западный ветер, другая — юго-восточный. Игроки команды стоят друг напротив друга за чертой. В пространстве между ними расположен какой-либо легкий предмет (мяч, шар воздушный). По команде «Ветер» на площадку выбегает одна из команд друг за другом и пытается сдуть шар потоком ветра за линию команды соперников. Побеждает команда, которая первым забьет шар сопернику.

Игра «Найди ошибку»

Правила игры. Теперь узнаем, в какой команде самые сообразительные ребята. Каждой команде выдаются 2 карточки. На изображениях допущены ошибки. Рассмотрите их внимательно, команда, которая найдет быстрее 2 ошибки правильно, будет считаться победителем. (Картинка №1 и №2).

БЛОК 3. Беседа «Откуда берется ветер?»

Вам понадобится свеча и змейка.

Змейку очень просто сделать, возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить. Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух). Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку. Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами.

Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи  — внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к свече. Куда она отклонится?

Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе. Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.

Полученные знания закрепляем просмотром короткого познавательного видеоролика «Почему дует ветер» (03:30).

 

БЛОК 4. «Почему ветер поет?»

 

А вот почему же воет ветер, ведь у него нет ни рта, ни языка?
Давайте  разберемся, как получается звук.

Можно взять канцелярскую резинку. Натянуть ее потуже между пальцами и зацепить. Резинка мелко-мелко задрожит, и мы услышим звук.

Звук — это вибрация. Резинка дрожит, и качает собою воздух, создавая в нем волну. Эта волна катится так же, как катятся волны по воде, если мы будем болтать в ней рукою. И в конце-концов воздушная волна достигает нашего уха. А внутри уха есть такая перегородочка — барабанная перепонка. Волны воздуха качают ее, вибрация барабанной перепонки передается по специальным косточкам к слуховому нерву, а наш мозг преобразовывает ее в звук. Так почему же мы слышим голос ветра? И почему у него такие разные голоса?

Когда ветер дует медленно, он просто огибает, обтекает все препятствия, которые встречаются ему на пути. Например, ветви деревьев, провода. И мы никакого звука не слышим. Но если скорость ветра высока, то давление воздуха на препятствия возрастает, потоки ветра об них рассекаются, создаются вихри, которые заставляют провод или ветку мелко-мелко дрожать. И мы слышим свист.

Возьмите тонкую и длинную ветку. Попробуйте ею медленно помотать из стороны в сторону. Мы ничего не услышим. Но если мотать веткой (карандашом) быстро-быстро, то мы услышим свист. Такой же, как от ветра. Только во время ветра воздух сам летит на ветки, а в опыте нам пришлось сделать так, чтобы ветка летела в воздухе.

Это мы можем проверить и на примере ненецких детских игрушек вылсу («шум ветра»). Ребятам раздаются вылсу и проводится соревнование — у кого получится самая громкая игрушка.  Похожее явление происходит, когда ветер с силой пролетает через узкие щели в окнах и дверях. Он в них свистит и пищит.

Давайте сделаем свисток, который будет свистеть как ветер. Для этого надо взять колпачок от ручки или фломастера, отрезать у него донышко, чтобы получилась трубка. И натянуть поперек конца трубки полоску резинки, вырезанную из воздушного шарика. Полоска должна оставить по краям дырки небольшие щели, чтобы в них проходил воздух. Теперь, если мы начнем дуть в свободный конец трубочки, то ветер будет пролетать через узкие щелочки, заставляя вибрировать края резинки. И мы услышим тонкий писк.

А как у ветра получается воющий звук? Такой звук обычно возникает в трубе. Например, у нас в квартире из вентиляционного отверстия в ветреные дни можно услышать жуткие завывания. Как они получаются?

Возьмите обычную пластиковую бутылку. Поднесите ее к губам под небольшим углом и подуйте вдоль горлышка (не внутрь). Что вы услышите? Вой ветра! Почему мы его слышим? Поток выдуваемого нами воздуха частично попадает в бутылку, а частично проходит мимо. Из-за разности скорости потоков у горлышка давление воздуха повышается, поэтому поток воздуха в горлышко прекращается, давление падает, поток снова начинается. И из-за этих колебаний возникает воздушная волна, которую мы слышим как гудение.

БЛОК 5. Викторина.

  1. Какую минимальную скорость имеет ветер согласно государственному стандарту?
    А) свыше 0,5 м/с;
    Б) свыше 0,6 м/с;
    В) свыше 0,1 м/с;
    Г) свыше 0,2 м/с.
  2. В какой части России дует подводный ветер?
    А) в Поволжье;
    Б) в Крыму;
    В) на Камчатке;
    Г) на Урале.
  3. Какому спортсмену нужно всегда желать попутного ветра?
    А) конькобежцу;
    Б) прыгуну с трамплина;
    В) лыжники;
    Г) биатлонисту.
  4. Как называют график направления и силы ветра?
    А) ветер перемен;
    Б) ромашка ветров;
    В) роза ветров;
    Г) график ветров.

 Чем измеряют направление ветра у поверхности земли?

А) флюгер;
Б) индикатор;
В) термометр;
Г) вольтметр.

  1. Какой съедобной гриб может создавать миниатюрный ветер?
    А) груздь;
    Б) сыроежка;
    В) трюфель;
    Г) вешенка.
  2. Как на Камчатке называют ветер, который благоприятен для сушки белья?
    А) женский ветер;
    Б) женский ветер;
    В) бабий ветер;
    Г) ветер-помощник.
  3. Как называется холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину?
    А) Бриз;
    Б) Бора;
    В) Шторм;
    Г) Ураган.
  4. Как называется отсутствие ветра?
    А) Бриз;
    Б) Штиль;
    В) Муссон;
    Г) Пассат.
  5. Как называется тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём?
    А) Бриз;
    Б) Буря;
    В) Шторм;
    Г) Муссон.
  6. Как называется теплый сухой ветер в степных районах?
    А) Самум;
    Б) Пассат;
    В) Суховей;
    Г) Хамсин.
  7. Какой ветер часто встречается в Египте?
    А) Смерч;
    Б) Хамсин;
    В) Буря;
    Г) Суховей.
  8. Какой из перечисленных видов ветра обладает самой разрушительной силой??
    А) Смерч;
    Б) Шторм;
    В) Ураган;
    Г) Буря.
  9. От какого слова происходит русское слово «смерч»?
    А) сила;
    Б) сильный;
    В) сумрак;
    Г) темнота.
  10. Как по-другому называют смерч?
    А) Сель;
    Б) Тайфун;
    В) Цунами;
    Г) Торнадо.
  11. На каком материке не зафиксировано ни одного торнадо/СМЕРЧА?
    А) Африка;
    Б) Южная Америка;
    В) Австралия;
    Г) Антарктида.
  12. От чего зависит опасность смерча?
    А) от продолжительности смерча;
    Б) от скорости смерча;
    В) высоты смерча;
    Г) от воронки смерча.

БЛОК 6. Интересные факты.

— В разные эпохи народы мира провозглашали ветер божеством и чтили его, надеясь уберечься от вызванных его гневом разрушений.

В античной мифологии существовало трое братьев-ветров – Борей (бог северного ветра), Зефир (божество западного ветра) и Нот (бог южного ветра). В славянской мифологии богом ветра и одним из верховных богов был Стрибог. Шумеры поклонялись божеству Энлиль, чье имя означает «Владыка-ветер». Древнекитайский Фенг-По, бог ветра, почитался как «уста и язык Неба».В индуизме ветер – Вайю, дыхание вселенной, властитель мира, находящегося «между небом и землей».

— Самый сильный ветер над поверхностью Земли, скорость которого может составлять 450 км/ч, может наблюдаться на высоте 8-60 км над уровнем моря. А на поверхности Земли рекордсменом по силе и продолжительности является ветер, дующий в бухте «Содружество», Антарктида (250 км/ч). Именно благодаря неустанным и сильным ветрам эта местность снискала славу самой ветреной территории на Земном шаре.

— Самый сильный порыв ветра зафиксирован 10 апреля 1996 года во время прохождения циклона Оливия на австралийском острове Барроу. Его скорость составила 408 км/ч.

Самые сильные ветра в Солнечной системе — на планете Нептун. Их скорость может достигать 2 200 км/час. А «солнечный ветер» (поток супер-ионизированных частиц в космическое пространство) обладает скоростью от 300 до 600 км/сек.

В завершении мероприятия все участвовали в мастер-классе и запуске воздушного змея.