Музейное культурно-образовательное

интерактивное мероприятие «Вода – источник жизни»

Форма мероприятия: образовательное занятие с опытами, слайд-презентация, интеллектуальная викторина

Цели занятия:

показать значение воды в жизни живой природы;

закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.

развивать наблюдательность;

воспитывать бережное отношение к воде.

Цель экспериментальной деятельности:

Учить проводить исследования.

Добиваться результатов.

Размышлять, иметь своё мнение.

Обобщать результаты опытов.

Задачи:

— привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;

— показать насколько дорого стоят природные ресурсы (вода);

— расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек.

Материал для занятия:

глобус;

иллюстрации о воде;

запись с шумом океана, с журчанием ручья;

Материал для проведения опытов: баночки, стакан, пипетка, деревянная лопаточка, камушки, гуашь, сахарный песок, соль, речной песок, вода, снег, лед, термос кипятком, зеркало.

 

Вначале воспроизведение в зале занятий звуков природы – «Шум дождя и моря».

Ведущий. Праздник Всемирный день воды отмечается каждый год 22 марта. Он был создан в 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН. На территории нашей страны праздник «Всемирный день воды»  отмечается с 1995 года. Его девизом является: «Вода — это жизнь». Он призван подчеркнуть величайшее значение воды в нашей жизни.

Вода – одно из ярких чудес природы.  Тело человека на три четверти состоит из воды. Вода способна подниматься вверх по капиллярам растений, этот поток несет вверх из почвы питательные вещества. Получается, что жизнь без воды была бы на Земле невозможной.

Воду можно назвать живой кровью , которая создает жизнь там,   где ее не было.  Нашу планету следовало бы назвать не Земля, а планета Океан. Около 70% земного шара занимает вода. Из космоса планета выглядит водяным шаром, но 97 % вод — соленые, 3 % — пресные.

 

Показ слайд — презентации «Всемирный день воды»

Ход занятия

Ведущий:  Капельки воды – маленькие и смешные.

После дождя они весело прыгают с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, где они живут? Да! В воде.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.

А где же вода живёт? (Перед детьми ставят глобус)

Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода?

— Синим!

На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?

— Много!

А знаете ли вы, какая вода в море?

— Солёная!

Её можно пить?

— Нет!

А мы какую воду пьём?

— Не солёную!

Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах. Посмотрите, ребята, что я вам ещё принесла (дети рассматривают яркие иллюстрации рек, озёр, водопадов и т.п.).

Ребята знаете ли вы, кому нужна вода?

— Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, нужна вода?

— Да!

А для чего?

— Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть посуду, поливать цветы.

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

Выводы о капельке воды:

Капельки воды в природе “ходят, движутся” по кругу. Они выпадают из туч в виде снега (дождя), а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя.

А теперь мы подарим на память  — символическую “капельку воды”.

Дружите с ним и берегите его!

 

 

Ведущий: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.

Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

— Да!

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт №1: “Вода жидкая, может капать и течь”

1 .Набираем воду в пипетку, и капаем в пустую баночку: кап-кап-кап – вода капает.

Может и дождик капат и сосульки капать.

  1. Переливаем воду из одного сосуда в другую. Берём 2 стакана: один – с водой, другой – пустой.

И перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода?  Почему?”.

Вывод: вода жидкая, льется.

 

Опыт №2: “Вода не имеет формы”

Сравним форму воды в стакане с водой в банке (если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму той посуды куда перелили). Что можно сказать о форме воды?

Вывод: вода не имеет формы.

 

Опыт №3: “Вода прозрачная”

1.Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа — можно видеть).

2.В банки с водой опускаем камушки, их видно, вода прозрачная. Добавляем в одну банку краску, перемешиваем. Камушек стало не видно. Почему?

Вывод: потому что чистая вода прозрачная через него можно увидеть предметы.

 

Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде питьевой.

Вывод: вода не имеет вкуса.

 

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда печем пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха.

 

Опыт №6: “Снег и лед – твердая вода”

Снег или лед кладём на ладошку, они начинают таять. Почему? (Ладошка теплая, снег и лед начинают таять).

Вода превращается в лёд. Почему?  (Потому что вода в холоде замерзает).

Вывод: лед, снег – тоже вода.

 

Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло на них образуется конденсат это и есть вода.

Вывод: что пар – это тоже вода.

 

Вывод: вода в окружающей среде бывает разной.

Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

 

А теперь загадки и вопросы о воде и водных ресурсах.

 

Загадки:

  1. Что бежит без прогону? (Вода)
  2. Весит за окошком кулек ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька)

  1. Без крыльев – летит,
    Без ног – бежит,
    Без паруса – плывет. (Облако)
  2. В белом бархате деревьев,
    И заборы, и дома,
    А как ветер нападает –
    Этот бархат опадает. (Иней)
  3. Летит сова по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)

6.Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось.

(Снег)

Вопросы о реках, озерах, морях и океанах.

  1. Сколько на нашей планете океанов? (4)

Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

  1. Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)
  2. Какое море является самым соаленным на нашей планете? (Мертвое море)
  3. Название какого океана говорит о его местонахождении? (Северный Ледовитый)
  4. Назовите фамилию мореплавателя, открывшего новую часть света в 15 веке, но до конца своих дней уверенного в том, что достиг лишь западным путем Индии. (Христофор Колумб)
  5. Кто этот отважный мореплаватель, под командованием которого было совершено первое кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан)
  6. Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)
  7. У какого водоема бывают рукава? (Река)
  8. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
  9. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
  10. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
  11. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)

 

Вопросы о животных, птицах и т.д..

  1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
  2. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
  3. Кто одной ноздрей дышит? (Морж)
  4. Кто клыками дно пашет? (Морж)
  5. Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)
  6. Что такое морская капуста? (Водоросли)
  7. Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)
  8. Кто поет водой? (Лягушка)
  9. Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)
  10. Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновых островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)
  11. Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)
  12. Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)

 

 

Конкурс стихотворений о воде:

Она и в озере, она и в лужице
Она снежинкою над нами кружится
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит. (А кто, какой помнит стих о воде и расскажет?)

 

Вывод:

Вода – источник жизни.

Вода – незаменимое средство гигиены и закаливания организма.

Вода является основным средством борьбы с радиационным загрязнением окружающей среды.

Вода лечит.

Вода восполняет недостаток жидкости в каждой клетке нашего организма.

Вода – необыкновенное богатство, ее нужно ценить и береть.

 

В заключении: Учащиеся фотографируются и на камеру поднимают домашние работы картины по теме «Экология воды».